РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Главы Администрации Китовского сельского поселения
Шуйского муниципального района
с. Китово
30.12.2011 № 130
О порядке разработки долгосрочных целевых программ поселения, их формирования и реализации и порядке разработки ведомственных целевых программ Китовского сельского поселения, их формирования и реализации
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в целях реализации п.2.3 Положения о бюджетном процессе, утвержденного Решением Совета Китовского сельского поселения от 21.12.2011 № 41 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе Китовского сельского поселения» и упорядочения процесса принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ поселения и ведомственных целевых программ поселения, их формирования и реализации на территории Китовского сельского поселения постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок разработки долгосрочных целевых программ поселения, их формирования и реализации (приложение 1).
1.2. Порядок реализации и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ поселения (приложение 2).
1.3. Порядок разработки ведомственных целевых программ поселения, их формирования и реализации (приложение 3).
2. Специалистам Администрации поселения, руководителям муниципальных учреждений поселения при разработке долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ поселения и оценке их эффективности руководствоваться данными порядками.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Г.С.Пугину.
Глава администрации В.А.Абрамова
Приложение 1
к постановлению
от _____________ г. № ____
ПОРЯДОК
разработки долгосрочных целевых программ Китовского сельского поселенияпоселения,
их формирования и реализации
1. Общие положения
1.1. Для целей настоящего порядка используются следующие основные понятия:
Долгосрочные целевые программы поселения (далее по тексту - долгосрочные программы) - муниципальные программы, полностью или частично реализуемые за счет средств бюджета поселения и направленные на решение общих проблем Китовского сельского поселения, развитие отдельных отраслей экономики или социальной сферы, разработанные на срок более одного года и требующие согласованного взаимодействия органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, и которые представляют собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем экономического, экологического, социального и культурного развития Китовского сельского поселения.
Муниципальные заказчики долгосрочной целевой программы поселения (далее - муниципальные заказчики) –Администрация поселения и муниципальные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств бюджета поселения, предусмотренных на реализацию программы, и несущие ответственность за реализацию программы в целом.
Заказчик - координатор долгосрочной целевой программы поселения (далее - заказчик-координатор) – Администрация поселения и муниципальные учреждения, осуществляющие координацию и обеспечивающие эффективное взаимодействие участников долгосрочной целевой программы поселения в ходе ее реализации, а также исполняющий организационные функции муниципального заказчика при наличии нескольких муниципальных заказчиков.
Исполнители долгосрочной целевой программы поселения (далее - исполнители) – Администрация поселения и муниципальные учреждения, иные юридические лица, несущие ответственность за своевременную и качественную реализацию долгосрочной целевой программы поселения или отдельных ее мероприятий, обеспечивающие эффективное и целевое использование средств бюджета, направленных на реализацию программы.
Муниципальные заказчики, заказчик-координатор, исполнители являются участниками долгосрочной целевой программы поселения (далее - участники программы).
1.2. Цель долгосрочной программы должна соответствовать целям и приоритетам социально-экономического развития, направлениям структурной и научно-технической политики, прогнозам развития потребностей и финансовых ресурсов, результатам анализа экономического, социального и экологического состояния Китовского сельского поселения.
Долгосрочная программа должна быть сосредоточена на реализации крупномасштабных, наиболее важных для поселения проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем.
Долгосрочная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление долгосрочной целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем.
Долгосрочная программа может предусматривать бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных учреждений и унитарных предприятий за счет средств бюджета поселения, а также за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней.
1.3. Разработка проекта и утверждение долгосрочной целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
отбор проблем для программной разработки;
принятие решения о разработке долгосрочной программы;
формирование долгосрочной программы;
экспертиза и оценка проектов;
согласование и утверждение долгосрочной программы.
2. Принятие решения о разработке долгосрочной программы
2.1. Инициаторами разработки проекта долгосрочной программы могут выступать Совет Китовского сельского поселения, Глава администрации Китовского сельского поселения, Администрация поселения с учетом предложений юридических и физических лиц.
2.2. Отбор проблем для программной разработки осуществляется в соответствии со следующими критериями:
значимость и актуальность проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в определенные сроки без поддержки органов местного самоуправления;
необходимость координации действий местных органов исполнительной власти, а также межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
сопряженность проблемы с федеральными и областными целевыми программами.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития поселения, направления структурной, научно-технической и социальной политики, прогнозы потребностей поселения и финансовых ресурсов, результаты анализа социально-экономического, экологического состояния поселения.
2.3. Решение о целесообразности разработки программы принимается Главой администрации и оформляется постановлением на основании подготовленных инициаторами разработки соответствующей программы предложений.
Предложения оформляются в виде пояснительной записки и должны содержать:
наименование и значимость проблемы, анализ причин ее возникновения;
возможные способы решения существующей проблемы;
предполагаемый перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить для достижения целей долгосрочной программы, и сроки их реализации;
возможные источники и объемы финансирования долгосрочной программы;
предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации мероприятий долгосрочной программы;
предложения по муниципальным заказчикам;
ориентировочная стоимость и источники финансирования разработки проекта долгосрочной программы.
3. Формирование долгосрочных программ
3.1. Муниципальный заказчик (заказчик-координатор), определенный постановлением Главы поселения:
разрабатывает проект долгосрочной программы либо заключает договор с победителем конкурса на разработку проекта долгосрочной программы;
координирует действия разработчика проекта долгосрочной программы, согласовывает с участниками возможные сроки выполнения программных мероприятий, объемы и источники финансирования;
организует согласование проекта долгосрочной программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, необходимые для выполнения долгосрочной программы;
координирует действия исполнителей;
готовит ежегодно сведения о ходе реализации долгосрочной программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, о перераспределении финансовых ресурсов между программно-целевыми мероприятиями, уточняет затраты по программным мероприятиям и обосновывает предлагаемые изменения;
ежегодно уточняет с основными исполнителями долгосрочной программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
разрабатывает перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, а также осуществляет мониторинг и ведение ежеквартальной отчетности о реализации долгосрочной программы;
по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между муниципальными заказчиками программы и организациями;
формирует бюджетные заявки на соответствующий финансовый год по финансированию долгосрочной программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию долгосрочной программы;
осуществляет иные действия в целях разработки, формирования и реализации долгосрочной программы.
3.2. Долгосрочная программа состоит из паспорта (приложение 1 к настоящему Порядку) и следующих разделов:
содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами;
основные цели, задачи, сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы, а также целевые индикаторы и показатели;
система программных мероприятий, при этом для каждого мероприятия указывается его исполнитель, сроки исполнения, объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (приложение 2 к настоящему Порядку);
ресурсное обеспечение долгосрочной программы с разбивкой по годам и источникам финансирования;
механизм реализации долгосрочной программы;
организация управления долгосрочной программы и контроль за ходом ее реализации;
оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации долгосрочной программы.
3.3. В долгосрочной программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов. Программные мероприятия должны быть конкретизированы, определены объемы и источники финансирования, социально-экономические и технико-экономические обоснования.
Оценка эффективности социально-экономических и иных последствий от реализации долгосрочной программы осуществляется по следующим направлениям:
- общая оценка вклада целевой программы в развитие социальной и экономической сфер жизни поселения;
- оценка эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается муниципальными заказчиками (заказчиком-координатором) с учетом специфики целевой программы и оформляется в виде приложения к тексту целевой программы.
4. Согласование и утверждение долгосрочной программы
4.1. Проект долгосрочной программы в обязательном порядке проходит согласование в секторе экономики и финансов Администрации поселения.
4.2. Долгосрочная программа утверждается Постановлением Главы администрации.
4.3. Долгосрочные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению в сроки, определенные положением о бюджетном процессе в Китовского сельском поселении.
5. Финансирование долгосрочных программ
5.1. Утвержденные долгосрочные программы реализуются за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам взносы участников долгосрочной программы, включая предприятия и организации всех форм собственности; кредиты банков; средства внебюджетных фондов; общественных организаций и физических лиц, инвесторов и другие поступления.
5.2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию каждой из долгосрочных программ отражается в составе расходов бюджета по соответствующей целевой статье классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
5.3. Муниципальные заказчики- главные распорядители средств бюджета с учетом хода реализации долгосрочных программ уточняют объемы средств, необходимых для финансирования программ в текущем и последующих годах.
5.4. В случае внесения изменений в решение о бюджете поселения в части финансирования долгосрочных программ вносятся соответствующие изменения в постановления Главы администрации о долгосрочных программах.
6. Реализация и контроль за ходом выполнения долгосрочной программы
6.1. Формы и методы организации управления реализацией долгосрочной программы определяются муниципальным заказчиком (заказчиком-координатором).
6.2. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации долгосрочной программы муниципальный заказчик (заказчик-координатор) представляет Главе администрации ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию (приложение 1 к Порядку реализации и критериям оценки эффективности реализации долгосрочной программы) о ходе выполнения программы. В случае внесения в отчетном периоде изменений в долгосрочную программу муниципальный заказчик (заказчик-координатор) представляет копию документов, свидетельствующих о внесении соответствующих изменений.
Приложение 1
к Порядку разработки
долгосрочных программ,
их формирования и реализации
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
|
Инициатор разработки проекта программы |
|
Основание для разработки программы (наименование, |
|
Муниципальные заказчики |
|
Разработчик программы |
|
Основная цель программы |
|
Основные задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы |
|
Структура программы, перечень подпрограмм, |
|
Исполнители программы |
|
Объемы и источники финансирования программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации |
|
Система организации контроля за исполнением программы |
|
Приложение 2
к Порядку разработки
долгосрочных программ,
их формирования и реализации
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Наименование |
исполнитель |
Сроки |
Источники |
Объем финансирования |
|||
всего |
..год |
..год |
..год |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к постановлению
от _______г. № ____
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ
1. Муниципальный заказчик (заказчик-координатор) ежегодно в срок до 01 июня года, следующего за отчетным, представляет Главе администрации и сектор экономики и финансов Администрации поселения отчет о реализации долгосрочной целевой программы (приложение 1 к данному Порядку), который должен содержать:
общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования;
перечень завершенных в течение года мероприятий;
перечень незавершенных в течение года мероприятий;
анализ реализации программных мероприятий, причины несвоевременного завершения программных мероприятий и неосвоения финансовых средств;
предложения по привлечению дополнительных источников финансирования, увеличению эффективности при достижении программных целей или прекращению дальнейшей реализации долгосрочной программы.
Для проведения оценки эффективности реализации долгосрочной программы используются целевые индикаторы и показатели, содержащиеся в паспорте программы (приложение 2 к данному Порядку).
2. Муниципальные заказчики (заказчики-координаторы) ежегодно представляют на рассмотрение Совета Китовского сельского поселения доклады о ходе реализации долгосрочных программ. По результатам рассмотрения принимается решение о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении или уточнении.
Приложение 1
к Порядку реализации
и критериям оценки
эффективности реализации
долгосрочных районных
целевых программ
ОТЧЕТ
о реализации долгосрочной целевой программы
________________________________________________________
(наименование долгосрочной целевой программы)
по состоянию на _________________20____года
тыс. руб.
N |
Мероприятие |
Исполнитель |
Источник |
Объем бюджетных |
Кассовый |
Результативность |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный |
|
|
|
|
|
|
Областной |
|
|
|
|
|
|
Местный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные |
|
|
|
Руководитель организации __________________ Ф.И.О. (подпись)
Приложение 2
к Порядку реализации
и критериям оценки
эффективности реализации
долгосрочных программ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(наименование долгосрочной программы)
по состоянию на _________________20 ____ года
|
|
Значение показателя |
||
Задачи, |
Единица |
на начало |
по состоянию |
плановое, |
Цель 1 |
||||
Задача 1.1 |
|
|
|
|
Цель 2 |
||||
Задача 2.1 |
|
|
|
|
Приложение 3
к постановлению
от _______. № ____
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ,
ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Ведомственная целевая программа (далее - ведомственная программа) представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на выполнение конкретной, измеряемой целевыми индикаторами, тактической задачи, решение которой возложено исключительно на одно (соответствующее) отраслевое (функциональное) учреждение поселения или в рамках полномочий органа исполнительной власти местного самоуправления.
1.2. Ведомственная программа является самостоятельным документом, базируется на системе целей, задач и показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, формируется в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю бюджетных средств и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
1.3. Ведомственная программа содержит:
- паспорт программы (приложение 1 к настоящему Порядку);
- характеристику проблемы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
- основные цели и задачи программы;
- перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;
- срок реализации программы;
- описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
- обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
- описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
1.4. Мероприятия ведомственных программ не могут дублировать мероприятия долгосрочных целевых программ.
Расходы долгосрочных программ не могут быть включены в проекты ведомственных целевых программ. В ведомственные программы включаются только расходы текущего характера.
1.5. Ведомственная программа не подлежит разделению на подпрограммы.
2. Формирование и утверждение ведомственной программы.
2.1. Решение о разработке ведомственной программы Руководителем отдела Администрации.
2.2. Руководителем отдела :
- разрабатывает проекты ведомственных программ;
- обеспечивает реализацию ведомственных программ;
- формирует отчетность о реализации ведомственных программ.
2.3. Руководителем отдела направляет разработанный проект ведомственной программы в сроки, установленные для разработки прогноза социально-экономического развития поселения на очередной финансовый год и плановый период, Главе Администрации Китовского сельского поселения для согласования.
2.4. Ведомственные программы утверждаются на срок до 3 лет постановлением Главы администрации. постановлении должно быть определено должностное лицо, ответственное за ее реализацию.
2.5. Уточнение параметров ведомственных программ, в том числе целевых индикаторов, осуществляется в порядке, установленном для утверждения этих программ.
2.6. Решение о прекращении реализации ведомственных программ принимается Руководителем отдела и согласовывается с Главой администрации не позднее одного месяца до дня внесения проекта бюджета на рассмотрение Совета Китовского сельского поселения.
3. Реализация и контроль за ходом выполнения
ведомственной программы.
3.1. Ведомственная программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств местного бюджета и подведомственными ему учреждениями.
3.2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию каждой из ведомственных программ отражается в составе расходов бюджета по соответствующей целевой статье классификации расходов бюджетов Российской Федерации с учетом бюджетного потенциала поселения.
Управление реализацией ведомственной программы осуществляется соответствующим главным распорядителем средств бюджета.
Финансирование расходов на реализацию ведомственной программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения бюджета.
3.3. Главный распорядитель средств бюджета несет ответственность за решение задач ведомственной программы и за обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов.
3.4. Контроль за ходом реализации ведомственной программы осуществляется соответствующим главным распорядителем средств бюджета, а также Главой поселения.
Приложение 1
к Порядку разработки
ведомственных программ,
их формирования и реализации
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование ведомственной целевой программы |
|
Дата принятия решения о разработке ведомственной целевой программы |
|
Разработчик и исполнитель ведомственной целевой программы |
|
Цели и задачи ведомственной целевой программы |
|
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы |
|
Объемы финансирования мероприятий |
|
Система организации контроля за ходом реализации ведомственной целевой программы |
|
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.