Исторический очерк «Международная организация гражданской обороны с 1931 года до наших дней»

15 февраля 2017

В 1931 году французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже организацию «Ассоциацию Женевских зон», которая в последствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. Впервые эту идею Жорж Сен-Поль высказал еще в 1929 году. Затем эта идея была развита в его публикациях и выступлениях на различных конференциях. Позднее, в 1935 году по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций «изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях».

Генерал Сен-Поль умер в 1937 году, в году, когда по его просьбе Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин). Не смотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В период Второй Мировой войны ни одна из воевавших сторон не согласилась признать безопасные зоны в интересах другой стороны. Еще раньше, Жорж Сен-Поль в своих статьях неоднократно повторял: «Необходимо до войны, до начала враждебных действий определить каким образом можно будет облегчить участь населения ... после начала войны делать это уже поздно». Основатель «Женевских зон» обращал внимание на самое важное: предотвращение. Впоследствии эта идея была развита его последователями во всех сферах, связанных с защитой населения.

 В 1947 году Генри Джорж опубликовал книгу под названием «Современная война и защита гражданского населения» со следующей сноской: «опубликовано Секретариатом Генерального секретаря «Женевских зон», Международная ассоциация по защите гражданского населения и исторических зданий во время войны или вооруженных конфликтов». Данная работа явилась манифестом Ассоциации и содержала проект международной конвенции по созданию безопасных зон под названием «Женевские зоны».

Идеи и принципы, разработанные в данном манифесте, легли в основу документов Женевской дипломатической конференции, состоявшейся в мае-августе 1949 года. На этой конференции были пересмотрены первые три Женевские конвенции и принята четвертая, касавшаяся защиты гражданского населения в период войны. Если проект конвенции по «Женевским зонам» предполагал создание больших зон, включающих в себя исторические или художественные ценности (памятники или даже города), способных стать убежищем для раненых, больных, женщин, детей и стариков, то Дипломатическая конференция разделила этот проект на две части. С одной стороны она ратифицировала существование «госпитальных зон и районов» для раненых и больных солдат (Статья 23, 1-ая Конвенция), защищенных эмблемой Красного Креста, а с другой стороны внесла дополнение о том, что «госпитальные и безопасные зоны и районы создаются для защиты от последствий войны раненых, больных, пожилых людей, инвалидов, детей до 15 лет, беременных и матерей с детьми до семи лет» (Статья 14, 4-ая Конвенция). Эти безопасные зоны должны быть обозначены знаком - наклонными красными полосами на белом фоне (Статья 6, Приложение 1). Две наклонные красные полосы на белом фоне являлись эмблемой «Женевских зон» и присутствовали на эмблеме Международной организации гражданской обороны до 1998 года.

В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – «безопасных зон», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года.

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.

Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 году в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В анналах МОГО эта конференция известна как «Первая Всемирная конференция по гражданской обороне». Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и

организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

В июле 1956 года «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах ... Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием «Женевские зоны», разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, то есть являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны».

Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 году во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.

 

Женевские Зоны преобразуются в Гражданскую Оборону

В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На базе своего нового статуса МОГО организовала в мае 1958 года в Женеве Третью Всемирную конференцию по гражданской обороне, на которой присутствовало 130 делегатов из 33 стран, среди которых были представители первых трех правительств, принявших решение стать членами Организации: Египта, Ирана и Филиппин. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы: радиоактивность атмосферы, децентрализация, эвакуация и укрытие населения в военное время, международный статус персонала гражданской обороны, защита культурного наследия. Рассматривая проблемы того времени можно отметить, что двадцать лет спустя были запрещены ядерные испытания в атмосфере, значительно увеличилось количество противоатомных убежищ во многих странах, персонал гражданской обороны получил международный статус в соответствии с Международным гуманитарным правом, культурные ценности защищены международными соглашениями.

В начале 60-х годов МОГО значительно расширила сферу своей деятельности от защиты населения в военное время до проблем природных и техногенных катастроф мирного времени.

В 1966 году прошла Вторая международная конференция по радиологической защите, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.

В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 года по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 году данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 года между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии.

Устав 1966 года возложил на организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны. Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции 2034 от 1965 года призвала «правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями».

МОГО принимала участие в подготовке Дополнительных Протоколов к Женевским Конвенциям, которые были приняты в 1977 года МОГО и ее государства-члены сыграли решающую роль при определении места и задач гражданской обороны в новом Гуманитарном праве. Более того, по инициативе МОГО была расширена особая статья (Протокол 1, глава 6, статья 64), гарантирующая безопасность со стороны воюющих государств национальным организациям гражданской обороны, а также «соответствующим международным организациям». Таким образом, идея о Международной гражданской обороне была включена в Гуманитарное право. Международное гуманитарное право, как приложение к Женевским Конвенциям, применимо только для военного времени. Что касается мирного времени, то еще предстоит разработка международных документов о международной помощи в период бедствий. МОГО, которая по решению государств-членов Организации получила статус специализированной организации по защите населения и собственности в период бедствий всех типов, в настоящее время работает над проблемами подготовки к действиям в период бедствий мирного времени и оказания международной помощи. 22 мая 2000 года Международная конференция, состоявшаяся в Женеве, приняла разработанную МОГО Рамочную конвенцию по оказанию помощи в области гражданской обороны.

Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998).

Амманская декларация, принятая на 10-й Всемирной конференции по гражданской обороне расширила роль гражданской обороны. Конференция пригласила государства рассматривать концепцию о «гражданской обороне» не только в контексте вооруженных конфликтов, но и в плане осуществления гуманитарных мероприятий по защите населения, собственности и окружающей среды. Таким образом, сегодня МОГО обладает основными инструментами международной системы, которые позволяют государствам проводить мероприятия по предотвращению бедствий, управлению чрезвычайными ситуациями, оказанию помощи и реабилитации. 10-я Всемирная конференция по гражданской защите призвала государства, которые этого еще не сделали, создать с помощью МОГО соответствующие структуры гражданской обороны.

В 1998 году в Пекине состоялась 11-я Всемирная конференция по гражданской обороне. Там был принят Всемирный план действий по развитию гражданской обороны, который включал развитие структур гражданской обороны, международное сотрудничество в области оказания помощи, поддержку мероприятий по предупреждению бедствий и готовности к ним.

Женевская декларация, принятая на министерской конференции МОГО в 2000 году, определила гражданскую оборону как важный инструмент устойчивого развития государств перед лицом стихийных бедствий и техногенных катастроф.

МОГО организовала 14 технических выставок оборудования гражданской обороны. По инициативе МОГО были также проведены международные конференции по радиационной защите (Монако 1964 и 1966 годы), по организации гражданской обороны в промышленности (Женева 1960, Нанси 1970, Бейрут 1975), по медицине катастроф (Женева 1968, Майнц 1977, Монако 1979). Организация провела ряд международных семинаров на темы: проблемы управления гражданской обороной, медицинские службы гражданской обороны, вопросы радиологической защиты.

Подводя итоги деятельности организации за 70 лет, которые разделяют «Женевские зоны» генерала Джорджа Сен-Поля и современную Международную организацию гражданской обороны, можно отметить, что идея защиты гражданского населения в военное время была расширена до рамок защиты и безопасности населения в любых ситуациях, благодаря развитию, координации и планированию на международном уровне средств и технологий различных видов по предотвращению, борьбе и уменьшению последствий аварий, бедствий и катастроф всех типов.

 

Главная цель МОГО – интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования этапов организации, средств и методов проведения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае вооруженного конфликта.

В 70-е годы круг практических задач расширился, в частности, обеспечения безопасности на производстве, медицины катастроф и другие. Фактически совокупность задач, стоящих перед национальными службами гражданской обороны стран, входящих в МОГО, больше связана сегодня с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите, чем о гражданской обороне.

 Надо сказать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» и «Civil Defenee» имеют очень близкий, почти тождественный смысл. Поэтому в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, которая была организована МОГО в 1994 году, предлагалось дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона», одновременное введение аналогичного ему термина «гражданская защита», использование их для обозначения соответствующей деятельности, как в военное, так и в мирное время.

В конце XX века стало активно развиваться международное сотрудничество в области гражданской обороны. Есть все основания полагать, что в XXI веке эта тенденция будет сохранена, так как ряд проблем в области защиты населения от военных опасностей выходят за национальные рамки и требуют согласования и координации с государствами-партнерами. Так, например, нельзя решать вопросы оповещения населения об угрозах космического или воздушного нападения в рамках одного небольшого по размерам государства. Межгосударственных договоренностей требуют вопросы эвакуации населения на территории сопредельных стран. Необходима международная координация при оказании взаимопомощи в ходе спасательных работ.

Вместе с тем, имеются определенные ограничения в области международного сотрудничества по линии гражданской обороны. Они вытекают из частично закрытого характера некоторых сторон гражданской обороны, которые, по общепринятому мнению являются частью стратегического потенциала и, таким образом, на них распространяется режим секретности. Этим можно объяснить то обстоятельство, что солидной международной организации гражданской обороны под эгидой ООН до настоящего времени нет. Хотя международное сотрудничество по линии гражданской обороны в полной мере отвечает духу и сути Женевских конвенций ООН по защите жертв войны.

Руководящими органами МОГО являются: Генеральная ассамблея; Исполнительный совет; секретариат.

Ассамблея – высший орган организации, собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, избирает Президента Генеральной ассамблеи и Генерального секретаря МОГО.

Исполнительный совет является исполнительным органом МОГО. Его заседания проводятся не реже одного раза в год. Члены совета избираются на 4 года.

Международная организация гражданской обороны, созданная в 1972 году и объединяющая сейчас 50 стран, прошла, по словам Министра, «сложный путь, который заслуживает уважения». Сделаны принципиальные шаги, которые могут выдвинуть МОГО в число ведущих профессиональных организаций мира. В частности, МОГО заявила о стремлении получить статус агентства ООН.

 

Россия – член МОГО.

В настоящее время в «Международную организацию гражданской обороны» входят 50 страны. Россия  вступила в МОГО в 1993 году. МОГО имеет несколько учебных центров – в Швейцарии, Египте, Пакистане, а с 1995 года - в России. При этом каждый учебный центр специализируется на определенных вопросах. Так, швейцарцы известны своей кинологической специализацией, россияне известны своими международными спасательными операциями, медицинской спасательной специализацией и новыми разработками спасательной техники.

В сентябре 1996 года в Москве прошло 12-е заседание Генеральной ассамблеи МОГО, в ходе которой были выработаны основные направления деятельности организации на рубеже XX и XXI столетий. Среди них следует выделить следующие направления:

развитие соответствующих национальных служб;

организация информационного обмена;

подготовка национальных кадров;

оказание необходимого содействия, включая предоставление планов, инструкторов, экспертов, оборудования и материалов;

формирование у населения сознательного отношения к вопросам защиты и активного участия при чрезвычайных ситуациях;

изучение и обобщение опыта деятельности национальных организаций.

Прием и члены МОГО открыт для всех государств. Российская Федерация является ее членом с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации поручено МЧС России.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.Шойгу в течение двух лет исполнял обязанности Президента Генеральной ассамблеи МОГО.

В 1993 году была создана международная  межправительственная  организация стран участников СНГ «Международный Совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера». Основные задачи МСЧС – выработка рекомендаций с целью проведения государствами-участниками СНГ скоординированной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сближение норм законодательства в области ЧС, участие в международных программах ООН и МОГО, организация и поддержка контроля за состоянием потенциально опасных объектов, координация действий по размещению пострадавшего населения на территории других государств-участников СНГ.

Все это только дополнило соответствие российской системы гражданской обороны международному праву, которое определяет ее как выполнение гуманитарных задач по защите гражданского населения от последствий военных и стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также создание условий для его выживания. (Статус ГО был установлен Дополнительным протоколом № I к Женевским конвенциям о защите жертв войн, ратифицированным Верховным Советом СССР в августе 1989 года).

По оценке многочисленных зарубежных экспертов, посетивших нашу страну в последние годы из США, Канады, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и другие, наша структура ГО - достаточно совершенна.

 

Всемирный день гражданской защиты

Всемирный день гражданской защиты был учрежден решением Генеральной Ассамблеи МОГО в 1990 году и отмечается ежегодно 1 марта. В этот День празднуется вступление в силу Устава МОГО, принятие которого в 1972 году придало МОГО статус межправительственной организации.

Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели:

привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий;

отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.

Всемирный день гражданской защиты используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, пропаганды знаний по гражданской защите и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.

Всемирный день гражданской защиты отмечается под определенным девизом. Вот темы Всемирного дня гражданской защиты за последние годы:

1992 - «Роль служб гражданской защиты в предотвращении катастроф»;

1993 - «Гражданская защита и охрана окружающей среды»;

1994 - «Гражданская защиты и безопасность в доме»;

1995 - «Гражданская защита: сохранение жизни, материальных ценностей и окружающей среды»;

1996 - «Анализ угроз в целях предупреждения катастроф: важная задача гражданской защиты»;

1997 - «Роль гражданской защиты в международном гуманитарном праве»;

1998 - «Гражданская защита: право и обязанность каждого»;

1999 - «Гражданская защита в школах на пороге XXI века»;

2000 - «Гражданская защита и развитие»;

2001 - «Добровольцы и гражданская защита; Участие добровольцев – акт солидарности и гражданского мужества»

2002 - «Основные принципы гражданской обороны»;

2003 - «Гражданская  защита: инструмент международной солидарности перед лицом катастроф»;

2004 - «Гражданская защита и безопасность на дорогах»

2005 - «Гражданская оборона и защита окружающей среды»;

2006 - «Гражданская оборона в школе»;

2007 - «Гражданская оборона и обеспечение безопасности на рабочем месте»;

2008 - «Гражданская оборона и навыки спасения»;

2009 - «Гражданская оборона: оповещение населения и средства связи в чрезвычайных ситуациях»;

2010 - «Медицина катастроф»;

2011 - «Место и роль женщины в системе гражданской защиты»;

2012 - «Гражданская оборона и бытовые аварии»;

2013 - «Гражданская защита и подготовка общества к предупреждению катастроф»;

2014 - «Гражданская защита, культура предупреждения катастроф и строительство безопасного общества».

Дата создания материала: 04-03-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.